«Голубая кровь» экономики: что мешает Казахстану стать газовой державой?

Фото: Ratel.kz

Казахстан может ждать «газовый бум», уверены эксперты, передает MediaWorld.kz со ссылкой на Ratel.kz.

«Голубое топливо» имеет все шансы потеснить нефть в топе самых востребованных ископаемых. Благо, и источников хватает с излишком. Одобренных и извлекаемых запасов в стране более 4 триллионов кубометров. Прогнозируемых — 62 триллиона, рассказал глава правления НК QazaqGaz Санжар Жаркешов на форуме KAZENERGY, который прошел недавно в Астане. Казахстан по меньшей мере на 15-м месте по запасам газа в мире.

«Если сейчас мы на 15 месте, то мы имеем все предпосылки войти в топ-10, если конвертируем прогнозируемые запасы газа в доказанные разведданные. Да, у нас также много попутного газа, есть потенциальные месторождения, требующие дополнительной разведки, большие запасы газа. Так что Казахстан может и станет газовой державой, по крайней мере, региональным лидером мы можем стать», – заявил уверен Санжар Жаркешов.

То есть, повод для оптимизма, безусловно, есть. Тем более, что проекты газификации сразу нескольких ТЭЦ в стране уже разработаны, заложены в бюджет и мало-помалу реализуются. Если, конечно, верить экс-главе Минэнерго Болату Акчулакову. А если растет спрос на снабжение газом, должно быть и предложение. Запасы «голубого топлива» в стране, как мы помним, позволяют. Вот только оптимистичные отчеты о несметных газовых залежах почему-то не сходятся с реальной картиной. На юге и западе то и дело возникает дефицит газа как результат высокого спроса, а значит, и перерасхода. А чтобы полностью газифицировать север и восток Казахстана, без российского газа и вовсе не обойтись — своего и здесь не хватает. Министр энергетики Алмасадам Саткалиев еще в июне высказывался об этом прямо и пилюлю подсластить не пытался. Дешевого газа ждать бесполезно, убежден министр.

«Если говорить о среднесрочном периоде газификации Павлодара, Восточного Казахстана, то нам надо понимать, что мы можем рассчитывать на ресурсы только российского газа. Тут будут сложные переговоры по цене. Нужно понимать, что дешевого газа не будет. Период дешевых цен на энергоносители в мире закончился», – заявил Саткалиев.

Так почему же при таких обширных запасах газа его по-прежнему не хватает? И кто виноват в том, что потенциально газовая держава вынуждена докупать недостающее у соседей, при этом цены на свой, казахстанский газ только и делают, что растут? Пожалуй, самая ощутимая причина — искусственно раздутые цепочки поставок. Прежде, чем дойти до конечного потребителя, газ проходит через руки посредников, которые устанавливают свои собственные тарифы за транспортировку и хранение топлива. При этом вывести начистую воду такие фирмы-пиявки не так-то просто. Работают мудреные посреднические схемы как с природным газом, так и сжиженным нефтяным. К примеру, Департамент экономических расследований в июле 2021 года возбудил дело о махинациях с газом в Павлодарской области. Заинтересовало дело и журналистов Ratel.kz. Как сообщает издание, обратились в органы непосредственно павлодарские газосетевые организации. До 2015 года «газовики» получали топливо напрямую с ПНХЗ — Павлодарского нефтехимического завода. Затем в налаженной схеме поставок возник посредник — некое ТОО «City Gas Service». В задачи фирмы входило хранение и транспортировка газа. Причем, сама газонаполнительная станция находилась там же, на ПНХЗ.

Иными словами, фирма-посредник брала деньги за доставку газа буквально за ворота завода. При этом стоимость услуги с появлением в схеме фирмы-посредника подскочила сразу на 337% — с 4 500 до 15 191 тенге за тонну. Объяснялся рост цены тем, что газораспределительную станцию ТОО «City Gas Service» якобы арендует уже у другого посредника — ТОО «BIG Capital IST». Ни много ни мало почти за 20 млн тенге. «BIG Capital IST», как оказалось, выкупил земельный участок на территории ПНХЗ, снес все имевшиеся там постройки и возвел свою газораспределительную станцию, причем, врезав ее в трубопровод самого ПНХЗ. Таким образом, частные компании получили прямой доступ к оборудованию завода. Кроме того, в аренду без какого-либо конкурса вышеназванные фирмы получили насосную подстанцию, сами насосы и трубопровод.

Таким образом, если раньше газосетевые организации могли просто купить газ с завода, теперь же сразу два ТОО, получившие доступ к оборудованию, взимали плату только за то, чтобы открыть и закрыть вентиль. По данным того же Ratel.kz, ценник установили астрономический: чтобы доставить газ по железнодорожным путям в пределах Павлодара (железнодорожный тупик, сами пути и вагон-цистерны посредством той же нехитрой схемы также оказались в ведении этих ТОО), приходилось раскошелиться на 28 тысяч тенге за тонну. За 30 тысяч тенге, для сравнения, та же тонна газа могла проделать путь из Актобе в Павлодар.

Бизнес-планом правоохранители заинтересовались лишь в 2021 году после обращения газосетевых организаций Павлодара. В ДЭР завели дело по статье «Установление и (или) поддержание субъектами рынка монопольно высоких или согласованных цен, установление ограничений на перепродажу купленных у субъекта рынка, занимающего доминирующее или монопольное положение, товаров, а также иные деяния, направленные на ограничение конкуренции, если они причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжены с извлечением субъектом рынка дохода в крупном размере».

Обвиняемым проходил директор павлодарского филиала ТОО «City Gas Service» Александр Кичеров. Он же — официальный представитель ТОО «BIG Capital IST» и исполнительный директор ТОО «INTERTRANS C.A.», посредством которой газ на миллиарды тенге успешно уходил на экспорт в обход ПНХЗ и государства. А к февралю 2022 года дело против Кичерова было прекращено без резонанса и лишнего шума — он походатайствовал об амнистии. Доказать, что действовала целая группа, следствию так и не удалось. А пока вину посредников в накрутке цен не удается доказать, подобные схемы успешно приживаются и действуют по всей стране. А значит, и амбиции стать «газовой державой» при всех имеющихся возможностях и ресурсах пока придется отложить.