Подводные камни “хозяина Востока”

Фото: пресс-службы “Азия Авто”, Анатолий БАЛУШКИН забивает очередную первую сваю так и недостроенного автозавода.

Источник: Республиканская ежедневная общественно-политическая газета «Время»

Попытаемся сегодня разобраться, о чем молчит или что недоговаривает владелец проблемного усть-каменогорского автозавода. Напомним, что конфликт казах­станского олигарха Анатолия БАЛУШКИНА с Министерством индустрии и инфраструктурного развития начался весной 2020 года, когда ведомство, курирующее автопром, применило санкции к предприятию за неисполнение обязательств по промышленной сборке. До этого автопредприятие четыре раза получало отсрочки исполнения своих обязательств. А потом грянул гром.

С 11 апреля (даты, когда компания получила письмо из МИИР о расторжении действующего соглашения о промышленной сборке) по сегодняшний день АО “Азия Авто”, поставив на кон свою деловую репутацию, проиграло все судебные тяжбы с министерством. В конечном итоге этот судебный марафон обернулся для Анатолия Балушкина иском от МИИР, где речь идет уже не о законности-незаконности разрыва соглашения по промсборке, а о затратах государства, которые, возможно, придется предпринимателю возмещать. А это почти 173 миллиарда тенге!

Глава скандально известного “Бипэк Авто — Азия Авто” господин Балушкин длительное время упорно твердит о том, что у него такой же завод, как и у всех. Однако даже невооруженным взглядом видно, что то здание, в котором снимаются все видео “Бипэк Авто”, никак не модернизировано и не обладает никакими мощностями ни по сварке, ни по покраске кузова.

Завод Анатолия Михайловича ничем не отличается от сервисной станции (СТО) любого нормального дилерского центра, на котором стоят подъемники, где собирают-разбирают сданные в сервис автомобили. Нет ни сварочных, ни окрасочных линий — того, что является технологически сложным проектом, ни катафорезных ванн, ни конвейера по производству и сборке. Нет ничего. То есть основные инвестиции, которые необходимо было сделать по соглашению с МИИР, не сделаны. Между тем казахстанцы уже не первый год слушают человека, который вбивает, наверное, уже 300-ю первую сваю будущего современного автопредприятия с 2010 года.

Но завода все нет. И этот факт не оспаривает даже сам Балушкин. А ведь государственные преференции были получены в огромном количестве и должны были быть направлены в первую очередь на строительство площадки и завода. Поэтому, когда Анатолий Михайлович говорит: “Мы не хотим строить псевдозавод”, — возникает резонный вопрос: а зачем же тогда “Бипэк Авто” брал на себя эти обязательства перед государством? Для чего подписывались соглашения с министерством, если изначально бипэковцы были с ними не согласны? Почему же Балушкин не жаловался и не критиковал министерство, когда получал от государства льготы? Почему же он вместо строительства завода, о котором “Бипэк Авто” сейчас так торжественно говорит, тратил прибыль в России, покупая активы, которые не могут быть использованы в проектах “Бипэк Авто”?

В течение последнего года Анатолий Михайлович наконец осознал, что казахстанское правительство настроено очень серьезно по отношению к очередному неисполнению обязательств. По инсайдерской информации, сейчас глава “Бипэк Авто” активно ищет, с кем бы поделиться 30-процентной долей своей компании, для того чтобы все-таки соглашение с МИИР было подписано или переподписано. Запасной выход из кризиса, который собственноручно создал предприниматель, — поднять шум, спекулируя интересами якобы многотысячного коллектива, чтобы вынудить правительство закрыть глаза на систематическое неисполнение заводом взятых на себя обязательств.

Жаль, что Анатолий Михайлович вспоминает об этом коллективе только тогда, когда необходимо выйти на улицу. Хотя тут же он в своем недавнем видеообращении уходит от возможной ответственности за призыв к участию в несанкционированных митингах, галантно уточняя, что “выходить на пикеты я никого не призываю”. Правда, тогда же и предложил, что всем, может, и не надо выходить на улицу. Половина коллектива, по его словам, имела право греться где-нибудь в помещении, пока другая мерзнет, а потом меняться.

Но мы не должны забывать историю, когда этот социально ориентированный предприниматель сносил детские садики. Мы не должны забывать историю, когда он поставил забор на курорте “Рахмановские ключи” и не пускает туда никого. Мы не должны забывать, что человек неоднократно не исполняет обязательств перед банками. При всем этом находится в списке Forbes и летает на личном самолете в свои дилерские центры и заграничные санатории.

Но сейчас вроде бы руководство страны и общественность настроены решительно и намерены разобраться, куда же материализовалась государственная поддержка усть-каменогорского автозавода. Общественность вообще ставит вопрос ребром: МИИР должен вернуть деньги государству. Так что аргументация у оппонентов Балушкина четкая, обоснованная и справедливая: надо доделать производство, что было обещано огромное количество раз, и только после этого получать новые преференции, заключать новые соглашения с обязательствами и начинать вести себя прилично. Вот нехитрые требования казахстанцев и правительства.

Способен ли на это учредитель “Бипэк Авто”? Очень сомнительно. Ведь то, что мы слышим сейчас от Анатолия Михайловича, — это бесконечные попытки прикрыться своим коллективом. Он говорит, что на него работают то пять тысяч человек, то две тысячи. Видимо, он пока еще сам не решил, какой легенды лучше придерживаться, в то время как на самом деле на заводе работают не пять и даже не две тысячи сотрудников, а всего 638! При этом основная масса работников давно уже в вынужденных отпусках, а есть еще и уволенные.

Анатолий Михайлович говорит о том, что “у него пытаются забрать контракт”. Однако, по достоверным данным, его контрагенты официально подтвердили, что он потерял эти контракты по своей вине. К слову, для его контрагентов стало огромным шоком то, что человек не исполнил законные требования экономической комиссии ЕАЭС по локализации производства.

Кстати, Министерство индустрии и инфраструктурного развития своевременно поставило контрагентов Балушкина (а это крупные международные компании-партнеры) в известность о расторжении договора и объяснило причины, что автопроизводителями было воспринято с пониманием.

Эти компании были обескуражены безответственным со стороны предприятия нарушением обязательств по соглашению о промсборке. Экс-партнеры “Бипэка” официально заявили поддержку позиции министерства. Они были введены в заблуждение господином Балушкиным и считали, что он делает все для исполнения своих обязательств. Именно поэтому они не выступили в поддержку Балушкина, посчитав, что претензии МИИР являются обоснованными, а они не собираются участвовать в каких-либо кампаниях против государственных органов Казахстана.

Прежде такая тактика, которую сейчас пытается продемонстрировать в хозяйственном споре Балушкин, уже приносила предпринимателю пользу. Ее Анатолий Михайлович испробовал в борьбе с КазКоммерцБанком. К сожалению, ККБ, не выдержав напора, пошел на попятную. В той разборке информационное пространство тоже под завязку было забито лозунгами-обвинениями: “рейдерство”, “хотят забрать актив”, “люди на улице” и так далее.

Балушкин опять усиленно пытается найти виноватого в своих бедах. По его словам, есть кто-то, кому выгодно расторгнуть соглашение, хотя причина абсолютно банальная — просто нет завода.

Сейчас в своих видеообращениях руководство компании “Бипэк Авто” ведет поиск виноватых в том, что завод до сих пор не построен. Оно ссылается то на пандемию, то на кризис. И это при том, что коронавирус и вызванный им кризис появился лишь год назад, а завод не строится уже более 10 лет.

Правда, кризис и пандемия ударили только по заводу, а Анатолий Михайлович как летал на своих частных самолетах, так и летает по сей день. Кстати, предлагая своим рабочим поочередно зимой выходить на улицу, чтобы привлечь внимание правительства к проблемам своего предприятия, Балушкин старается не распространяться о том, что сам он больше половины времени проводит не в Усть-Каменогорске, а в Сочи. И ведь никакие кризис с пандемией не помешали ему купить целый санаторий, чтобы там грустить о трудных буднях казахстанского автопрома.

На этом фоне как-то не очень убедительны ссылки на форс-мажор, который десять лет мешает ему достроить обещанный автозавод. Наверное, человек, который находится в списке Forbes, вполне мог бы доделать начатое, конечно, если бы он был ответственным и порядочным гражданином своей страны. Хотя это в стиле олигарха вечно искать виноватых в своих проблемах.

Выводов из сложившейся ситуации можно сделать несколько, но главный вопрос, который должен задать себе господин Балушкин: разве так поступает компания, дорожащая своей репутацией? Разве могут социально ответственные акционеры четырежды не исполнить свои обязательства перед государством, а когда оно начинает требовать исполнения соглашения, вступать с ним в конфронтацию? Разве может добросовестный работодатель заставить своих работников выйти на улицы и бастовать, а при этом отсиживаться в мягком кресле или летать на личном самолете для инспекции активов за рубежом, купленных им на казахстанские деньги?

В целом нужно отметить, что мы становимся свидетелями небывалого противостояния между олигархом и государственными органами, в котором отправной точкой является требование к бизнесмену исполнить свои обязательства. Не думаем, что в любой другой стране бизнесмены ставят ультиматумы госорганам и запускают при этом информационные кампании. Все это вкупе повлекло последствия в виде иска МИИР по возврату государственных преференций и льгот, оказанных АО “Бипэк Авто” за последние 10 лет (в иске фигурирует сумма 173 млрд тенге). Надеемся, что позиции министра Бейбута АТАМКУЛОВА будут тверды. Мы будем продолжать следить за этой историей и активно освещать резонные требования МИИР к заводу “Бипэк Авто” по возврату господдержки с целью сделать прозрачной историю и поставить точку в попытках олигарха решить вопрос через деньги и связи.

Ергали НУРГАЛИЕВ, фото пресс-службы “Азия Авто”, Нур-Султан

От редакции («Время»): На днях редакции стало известно о фактах и персонах, активно содействующих олигарху в решении вопросов в правительстве. Здесь наверняка есть на что обратить внимание антикоррупционной службе Казахстана.

Читайте также: