Внешний долг Казахстана приближается к предельному значению – депутат

Фото: pixabay.com

Депутат сената Нурлан Бекенов выразил свои опасения по вопросу возросшего внешнего долга Казахстана, передает Sputnik Казахстан.

Озвучивая запрос на имя премьер-министра, сенатор отметил, что постоянный рост внешних государственных займов вызывает обеспокоенность, так как может негативно отразиться на финансовой устойчивости страны в будущем.

«По информации Минфина, на 1 января 2022 года госдолг страны достиг отметки 22 трлн тенге, или 27,4% к ВВП. Внешний долг правительства и гарантированный государством внешний долг, а также внешний долг квазигоссектора составил 37 млрд долларов, что составляет 67% от активов Нацфонда и приближается к предельному значению», – сообщил парламентарий.

Депутат подчеркнул, что в этих условиях Казахстану нельзя рассматривать Нацфонд лишь как гарантированный резерв по погашению займов. Так как сейчас имеется 52 внешних правительственных займа на общую сумму 112,2 млрд долларов, при этом освоение составило всего 80%.

Также Нурлан Бекенов назвал основные факторы увеличения внешнего долга Казахстана:

  • продление сроков реализации проектов с международными организациями;
  • неэффективное использование, а также невостребованность средств отдельных внешних займов;
  • привлечение субъектами квазигоссектора займов на не производственные цели.

«При наличии собственных средств в 2017 году дочерняя организация АО КМГ привлекла займ на три года на сумму 300 млн долларов с целью дальнейшего распределения акционерам в виде дивидендов, то есть этот займ был привлечен для выплаты дивидендов», — отметил депутат.

В качестве решения проблемы Нурлан Бекенов предложил:

  • усилить требования по поручению гарантированных государством займов, по поручительству государства и госгарантий;
  • осуществлять привлечение внешних займов через призму критического анализа текущих направлений финансирования, четкого регламентирования стоимости ПСД;
  • повысить качество разрабатываемых проектов и усилить ответственность в целях исключения дальнейшей неактуальности отдельных мероприятий и аннулированию средств займов;
  • осуществлять постоянный контроль процесса закупок и управления контрактами путем обсуждения текущих проблемных вопросов по проектам, затягивающих реализацию проекта со всеми его участниками.

Читайте также: